КАК СТАВИТЬ РЕБЕНКА НА ГОРНЫЕ ЛЫЖИ
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ:
чтобы ему понравилось, и семья могла выезжать в горы в полном составе.
В этом году взяли в горы дочь 8 лет. К этому моменту начали готовиться заранее –
с сентября она занималась в секции. В течение нескольких лет пробовали вывозить ее в
Подмосковье и на склоны в Москве, но без подъемника сильно уставала она, а с подъемником –
я. Занятия до снега велись на роликовых коньках: сначала на горизонтальной, а потом и на
наклонной плоскостях (использовались дорожка в Битцевском комплексе,
Поклонная гора и дорожка на Нагорной).
ОСНОВНОЕ:
сначала проезд по прямой сквозь воротики, с приседаниями "ручки вперед"
и выпрямлениями "ручки в стороны" между ворот, затем и змейка, то есть те же
самые движения, но между воротиками добавляется поворот. Без всякого объяснения, как
делать движения. Самое сложное – та же трасса, но между воротиками лежали прутики, через
которые надо было перепрыгнуть. Все движения не объяснялись, просто говорилось: "
здесь присядь, а здесь подпрыгни". Постепенно число ворот было доведено до 5.
Когда выпал снег, занятия были продолжены на склоне. Сначала спуски по прямой, с
приседаниями и выпрямлениями, через воротики, начиная с одних ворот.
Добавлены спуски по буграм разного размера. Затем, когда детеныши освоились,
и сами по себе научились поворачивать, держа лыжи параллельно, число ворот увеличивалось,
2, 3, 4. Между воротами иногда клались прутики для перепрыгивания, ворота ставились на буграх
(больших и плавных).
ОСНОВНОЕ:
никакого насилия, если детеныш говорил, что ему страшно – для него старт опускался к
нижним воротам и трасса сокращалась. Необходимо отметить, что длина трассы рассчитывалась
все время так, что человечек мог спуститься по прямой, остановиться и при этом не упасть.
Кроме того, все время идет похвала каждому ребенку, хотя бы в такой форме: "слушай,
а у тебя в прошлый раз так хорошо все получалось, а сегодня ты что-то не так хорошо сделал,
давай еще разок постараемся" (это если он вообще ничего не сделал и снес все ворота).
Занятия ведутся очень мягко, без насилия даже в тех случаях, когда ребенок (например,
моя дочь) откровенно сачкует и отвлекается. Все время изменяются условия, после каждых
2 – 3 спусков меняются задания, чтобы дети не заскучали. Судя по тому, что я видел на
импортных курортах, там все делается точно так же, только ворота поярче, объезжать
надо каких-нибудь снежных фигур, и склон еще положе. А для совсем маленьких – плуг
и только плуг. Все это всю зиму без палок. Уже в Андорре, на больших (пологих!!!) склонах,
я сознательно поставил ее в плуг, поскольку человечек еще не способен оценивать склоны,
но уже в состоянии ехать долго, а в последние дни и достаточно быстро. Как и для любого
начинающего, для нее оказалось очень важным, чтобы она ехала по знакомому склону – уже
на 4-ый день она начала уезжать вперед и дожидаться меня или маму перед сложными участками,
которые мы в зависимости от обстановки, настроения или... ну скажем, направления ветра,
например, проходили способом или "ребенок между ног у папы" или ребенок сзади
в плуге упирается в папу головой и держится за комбинезон, или ребенок рядом и держится
за папины палки, расположенные горизонтально, обеими руками. При этом первые дни мы
катались след в след, когда я, тоже в плуге, спускался и выбирал для нее путь, а она
ехала сразу за мной. Примерно на третий день потихоньку началось самостоятельное (не по
следам) катание по знакомым склонам, при этом скорость все время увеличивалась.
В это же время она попросила купить палки, что и было сделано. Необходимо отметить,
что человека хватало часа на полтора, после этого она отправлялась есть мороженое,
читать книжку, или играть (рисовать) в ресторане, а мы с женой, периодически возвращаясь
к ней, успевали раза 3 съехать без нее. После этого, еще один-два больших
(в несколько километров) спуска, и очередной длительный перерыв, плавно переходивший
в отъезд в отель. В человеке поддерживалась уверенность, что все делается именно так,
как ей хочется: хочешь – читай, хочешь – играй, хочешь – поехали еще прокатимся,
там где ты хочешь. Но основная цель была достигнута – почти без слез (конечно, падали,
плакали, и после этого отправлялись за мороженым или конфетой) человечку очень
понравилось, утром перед горой не возникало никаких психологических моментов типа
"а можно я сегодня лучше поиграю", а после возвращения в Москву неоднократно
задавался вопрос о следующей поездке.В настоящий момент – уверенные спуски с
параллельным положением лыж между поворотами плугом на пологих склонах, на чуть
более крутых склонах – самостоятельные медленные повороты без просьбы спуститься
вместе. На тренировках – лыжи параллельны (но только на тренировках!).
Продолжительность тренировок – 1,5 часа, больше она не выдерживает, даже
если работает подъемник.
НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Если Вы сами ставите ребенка на лыжи, приготовьтесь к тому, что Вы почти не
катаетесь.
2. Иногда лучше, если учить Вашего ребенка будете не Вы, а кто-то другой.
Это чисто психологически важно для ребенка, кроме того, он Вам всегда сможет пожаловаться,
просто поплакаться, а Вы сможете его утешить, что-то объяснить, подсказать, порадоваться
и т.д.
3. Одобрение, похвала, мороженое, отдых – и отличное настроение Вашей семье обеспечено.
4. В некоторых случаях – дозированное преодоление страхов, подбадривание,
но не принуждение и не жесткое поведение типа "а я сказал, езжай и не бойся".
5. Все выше сказанное относится, во-первых, к ребенку неспортивному, а во вторых –
целью являются совместные выезды в горы и получение удовольствия от катания,
а не спортивные результаты и "постановка техники".
Автор: Георгий Дубенецкий
|